С драйвом хоть потоп

Вот вам портрет типичного состояния: вы ходите, дышите, общаетесь с клиентами, партнерами, коллегами вроде как вполне энергично, но на яркие активные действия вас не хватает. Нет настроения… Напрягает… Новые идеи не посещают. Включается хорошо знакомый синдром: «не хочется, а надо…» Конечно, можно и в таком режиме продержаться достаточно долго, а потом  вырваться куда-нибудь на отдых. А потом?… Потом  к вам становится применима эффектная, но не вдохновляющая фраза:  «ты начинаешь напоминать звезду – вроде на небе, вроде еще светишь, но в следующем эпизоде неизбежно упадешь».


Откуда у человека берется энергия? Ответ простой – когда то, что ты делаешь или не делаешь, идет от тебя, от твоего собственного «хочу». Хочу – отдохнул, хочу – поиграл, хочу – поел, хочу – поспал… Так с нами было в детстве. А потом мы выросли, у нас появились обстоятельства, обязательства, заботы и… Мы перестали делать то, что хотим, тогда когда хотим и так как хотим.

Вот вам портрет типичного состояния: вы ходите, дышите, общаетесь с клиентами, партнерами, коллегами вроде как вполне энергично, но на яркие активные действия вас не хватает. Нет настроения… Напрягает… Новые идеи не посещают…

Включается хорошо знакомый синдром понедельника: «не хочется, а надо…». Конечно, можно и в таком режиме продержаться достаточно долго, а потом вырваться куда-нибудь на отдых. А потом?… Потом становится применима к самому себе эффектная, но не вдохновляющая фраза: «ты начинаешь напоминать звезду – вроде на небе, вроде еще светишь, но в следующем эпизоде неизбежно упадешь».

Мы решаем задачи, движемся к целям, действуем, опираясь чаще всего на рационально принятое решение. Хотя согласитесь даже идею о пресловутом отпуске трудно реализовать, если она не заводит, и у нее нет привлекательной для нас эмоциональной окраски. Если мы просто согласились с ее «адекватностью, необходимостью и правильностью». И, думая об отпуске, не чувствуем драйва.

Драйв – состояние, а не эпизод; заряд и энергия внутри; распирающее жизнелюбие; жажда деятельности; условие высшей эффективности; чувство полноты жизни.

Наша жизнь заполнена словом «НАДО». «Мне надо», «я должен», «мне необходимо», «ему надо», «он должен», «они обязаны». Одна беда – «надо» не заводит. Подключения энергии драйва не случается. Но вот произошло долгожданное – прилив энергии, ты прибыл на работу в состоянии куража и… сдулся после первой встречи. В чем дело? Где засада?

«Кураж» происходит от французского слова coeur – «сердце». То есть кураж – это не тщательно обдуманное действие, а душевный порыв. Кураж заставляет человека принимать нестандартные решения, а затем мобилизовать все свои силы для того, чтобы добиться поставленной цели.

Главный враг куража – шаблонное мышление. Проторенная нами же привычная колея мыследействия. Откуда она берется?

– от наших собственных убеждений, установок, любимых стереотипов;

– от нечетко определенных собственных желаний, особенно от тех, которые мы связываем с понятием личный успех.

– от привычных форматов общения, в которых мы теряем собственную свободу творчества.

Итак, ваш драйв, да и кураж (говоря привычным управленческим языком – внутренняя мотивация) потускнел, сдулся и перегорел. Характерные признаки этого состояния:

Хочу, но…. никак не могу начать…

Рассуждать могу, а действие откладываю…

Мне это интересно, но пока все не складывается…

Сроки давят, а решение не рождается…


Что это означает?

А). Вы не обеспечиваете себя необходимыми переживаниями – у вас отсутствует эмоциональный ПОДЪЕМ.

Б). Вы играете по правилам, которые снижают вашу ПРОДУКТИВНОСТЬ.

В). Вы исполняете чужое или свое просроченное желание и не получаете значимых лично для вас ПРЕИМУЩЕСТВ.


А иногда и первое, и второе, и третье сразу. Чтобы вы смогли изменить такую ситуацию, предлагаю запомнить закон трех «П», сочетание компонентов которого гарантирует вам приток энергии успеха:

ЭНЕРГИЯ УСПЕХА = (ПОДЪЕМ + ПРОДУКТИВНОСТЬ) x ПРЕИМУЩЕСТВА


Драйв на УРОВНЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ:

история о ПОДЪЕМЕ или чем заправляться будем?

Не существует закона природы, как и закона менеджмента, который лишает вас свободы и разнообразия переживаний. А значит, и собственный драйв можно раскрутить.

Воспользуемся метафорой. Чтобы машина ехала – ей нужен бензин. Причем не любой, а тот, что подходит ее двигателю. Естественно, можно и Порше залить 76-м, авось поедет. Только как далеко и что случится с мотором? Движение машины обеспечивает бензин, а движение человека – его переживания, эмоции. И если эти переживания не той марки, то, сколько не заливай, все равно никуда не уедешь. Одним из нас для свободного движения важно ощущение поддержки, социального одобрения, заботы. Другие предпочитают – переживания вызова, возбуждения, у третьих творческие решения приходят вместе с чувством собственной авторитетности и личного превосходства. У каждого своя марка переживаний. Вы знаете, какая у вас?

Предлагаю вам на выбор четыре категории внутреннего топлива:

Зеленый «бензин» – заправка «родственными переживаниями». Вы чувствуете в себе свободный драйв и готовность творить (свободно играть возможностями, вариантами и идеями), когда ощущаете заботливую поддержку и внимание окружающих. Для вас большое значение имеет общественное одобрение ваших поступков и решений, и эмоциональная поддержка, обеспечивающие вам психологическую безопасность. Гаситель вашего драйва – страх незамеченности.

Синий «бензин» – заправка «экспертными переживаниями». Вы готовы продолжать свой путь, когда уверены, что все дела и задачи расставлены строго по полочкам. Когда окружающие не создают вокруг вас хаос, а точно в срок и без всякого креатива выполняют свои обязанности и демонстрируют уважение вашему статусу и уму. Когда все вокруг понятно и стабильно. Для вас наибольшее значение имеет интеллектуальная безопасность и информационная полнота.

Самый большой кошмар, глушащий ваш драйв – страх неопределенности.

Рыжий «бензин» – заправка «игровыми переживаниями». Вы на коне, когда ощущаете азарт и немаленький прилив личной силы. Вы готовы перевернуть землю и совершить невозможное, у вас открывается творческое дыхание, когда вам бросают вызов и на горизонте появляется реальный конкурент. Вас заводит, а не пугает необходимость кого-то впечатлить, соблазнить, раскрутить или просто сделать. Возможно, сделать своим вечным приверженцем и восторженным почитателем.

Неумолимый похититель вашего драйва – страх индивидуальной незначимости.

Белый «бензин» – заправка «авторскими переживаниями». Вы не можете жить без озарения, которое наступает, когда вы испытываете вдохновение. Вы наиболее продуктивны в состоянии интеллектуальной свободы и полного отсутствия всех границ.

Вы можете создать и решение, и даже интеллектуальный шедевр, оказавшись в полном уединении и углубившись в себя в поисках своей истины. Без этого при постоянном внешнем шуме вы не можете пережить так важное для вас чувство открытия.

Но энергия вашего драйва испаряется практически мгновенно, когда вас накрывает страх невостребованности.

А какого цвета топливо для вашего драйва сегодня?

Но откуда берутся те или иные переживания? Из форм и сюжетов общения, в которых вы оказываетесь или которые разыгрываете сами, даже не подозревая об этом.

Если вы любитель родственных переживаний, вас заводит сюжет о заботе и защите близких и слабых. Нужное вам топливо производится в формате мелодрамы или героической саги.

Если вы приверженец экспертныхдля эмоционального подъема вам нужен сюжет о следовании правилам или устранении всяческих нарушений. Как коммуникационный формат подойдет, например, детективное расследование.

Если вы предпочитаете авторские – сюжет о поиске своего пути или создании важного произведения. Возможный формат общения философский полилог.

А если пристрастились к игровым, то для эмоционального подъема вам необходим сюжет о том, как подчинить кого-то или получить удовольствие от себя. Возможный формат – авантюрный экшн.

Фишка в том, что ваша эффективность возрастает, когда вы случайно или сознательно выбираете тот формат взаимодействия, в котором получаете необходимые вам переживания. А когда их недостаточно, вы начинаете терять сначала кураж, а потом и драйв. Кстати неожиданная потеря профессиональной убедительности при полном соответствии компетенций решаемым задачам, означает, что вам пора сменить формат общения или перейти на заправку другим «цветом переживаний».

Мы люди – значит живые. Бессловесная машина, если ее заправить чем попало, просто не поедет или откровенно сломается, а себя-то заставить мы всегда сумеем. Такой практикой мы уже пользовались. Хотя репрессии по отношению к себе для продвинутого менеджера выглядят крайне несовременно. Действительно, зачем насиловать себя, когда можно задать себе несколько вопросов – навигаторов. Конечно, с помощью эксперта по переживаниям (назовем его эмоциолог) ответы дадутся легче.

Продолжение здесь…

Почитать еще на эту тему:


     

Мотивация: песня, сказка или кнопка?

 

Анатомия ресурсных отношений

 

Прокачка мышления или как начать играть лучшую партию в карьере и жизни

 

Четыре источника развития
(часть 1)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.